Вы здесь

Публикации

  • Без наценки в тысячу процентов

    Аптечные компании «36,6» и A.V.E. завершили сделку по слиянию своих сетей, которая началась в конце прошлого года. Теперь финансовые дела у обеих компаний должны пойти в гору. В последние годы аптечная розница «36,6» была убыточной — по итогам 2013-го совокупный убыток и долг компании составил 18,4 млрд при выручке 11,9 млрд рублей. У A.V.E. показатели были лучше — объем выручки в прошлом году составил порядка 14 млрд при кредитном долге 240 млн рублей. В результате объединения и реализации новой стратегии развития объединенная компания рассчитывает стать игроком номер один на российском аптечном рынке.

    Операция «Кооперация»

    2013-й для российского фармрынка оказался худшим за последние четыре года. По разным оценкам, он вырос лишь на 7–10%, притом что ранее ежегодный рост составлял не менее 15%. Итоги первого квартала 2014 года также неутешительны: по данным маркетингового агентства DSM Group, рост фармацевтического рынка в рублях составил 5,4%, а в натуральном выражении (упаковки) произошло падение на 3,6%.
    Вместе с тем в аптечной рознице усиливается конкуренция. В борьбе за потребителя ведущие игроки разрабатывают разного рода стратегии по усилению рыночных позиций. К примеру, лидирующая на рынке «Ригла» приобрела целый ряд региональных сетей и имеет представительства в 42 регионах страны. Произошло объединение сети аптек «Доктор Столетов» с сетью «Озерки», что позволило партнерам войти в число лидеров по обороту. Теперь на лидерские позиции претендует и объединенная группа аптечных сетей «36,6» и A.V.E.

    «Фармрынок сегодня изменился. Потребитель получает больше информации, общается в социальных сетях, становится более практичным и требует к себе индивидуального подхода. Компании больше не могут работать в одиночку, для эффективного развития необходима интегрированность маркетинговых усилий с самыми разными партнерами. Пора перестать работать с наценкой в тысячу процентов, как до кризиса, — так все могут работать. Не секрет, что до сих пор еще есть аптечные компании, которые работают даже без компьютерных программ. И именно те, кто работает по старинке, ни с кем не кооперируясь, сейчас находятся в колоссальных убытках и уходят с рынка», — объясняет учредитель группы компаний A.V.E. Тимур Шакая.

    1

    Аптечный тюнинг

    После слияния в портфеле сетей «36,6» и A.V.E. оказалось с десяток аптечных брендов. В результате учредители остановились на развитии трех форматов: в экономсегменте работает аптека «Горздрав», в среднем ценовом сегменте — аптека «36,6», в премиальном — A.V.E. luxury. «Мы выбрали самые эффективные аптечные сети. К примеру, сейчас мы переводим аптеки A.V.E family в аптеки “36,6”, чтобы они не конкурировали друг с другом, работая в одном сегменте. А, когда мы заменили аптечные вывески “Леко” на “Горздрав”, немного скорректировав при этом товарную матрицу и цены, наша выручка выросла втрое», — рассказывает Тимур Шакая.

    Следующим шагом в своей стратегии группа называет уход из регионов. Напомним, что аптечная сеть «36,6» несколько лет назад, напротив, пыталась охватить как можно больше регионов. Сейчас компания выставляет на продажу свои аптеки в Самаре, Саратове, Перми, Мурманске и других городах, считая их нестратегическими. «На территории какой-либо области, сопоставимой с Францией или Польшей, у нас может находиться всего семь-восемь аптек — это большие затраты по логистике, управлению. До конца года мы постараемся закрыть и продать все неэффективные для нас аптечные предприятия. На вырученные средства будем приобретать новые помещения для аптек в Москве, Московской области и по Золотому кольцу, где наш бизнес развивается наиболее эффективно», — поясняет совладелец A.V.E. и председатель совета директоров группы «Аптечная сеть 36,6» Иван Саганелидзе.

    Объединенная компания сегодня отказывается от неэффективных активов — недвижимости, складов, систем управления, ассортимента. Что касается самих аптек, то каждый формат сегодня обновляется. Для бренда «Горздрав» был создан новый фирменный стиль. В аптеках A.V.E., которые становятся только люксовыми, улучшается сервис. В аптеках «36,6» проведут косметический ремонт, поменяют мебель, обновят вывески и т. д.

    Впрочем, изменения в сети «36,6» являются не только внешними. Согласно новой стратегии, в аптеке полностью отказываются от собственной торговой марки (СТМ), которая была яркой особенностью этой сети и составляла 18–20% ассортимента. «На сегодняшний день нами полностью остановлено производство СТМ. Мы считаем, что потребителю нужно предоставлять максимальный выбор продукции компаний, которые зарекомендовали себя во всем мире, а не только в аптеках “36,6”. Кроме того, сегодня производители сами проявляют маркетинговую активность и стремятся конкурировать друг с другом за потребителя, и мы дадим им эту возможность», — объясняет Тимур Шакая.

    20 Ноября 2014